Малые охотники СССР за подводными лодками

В войну построили 23 больших охотника за подводными лодками. Большинство из них вступило в строй в последний год войны. Использовались они мало.

Настоящими тружениками моря в годы войны проявили себя корабли второй мировой войны — малые охотники за подводными лодками. Более 300 таких катеров-охотников насчитывалось на флотах. Особенно удачную конструкцию в сочетании с хорошим комплексом вооружения представлял собой малый или, как его часто называли, морской охотник МО-4. При водоизмещении около 60 т охотник имел на борту оружие: две 45-мм полуавтоматических пушки с боекомплектом 660 снарядов и два 12,7-мм пулемета.

На борт принималось 8 больших и 24 малых глубинных бомб. Имелась возможность загружать на палубу 4 мины. Энергетическая установка, включавшая три авиационных двигателя, позволяла развивать скорость хода 15-26 уз. Дальность плавания деревянного МО-4 достигала 360 миль. Для поиска подводных лодок малый охотник снабжался шумопеленгатором «Посейдон». В конце войны его заменил более эффективный гидролокатор «Тамир».

МО-4 заслужили самую высокую оценку моряков. Например, на боевом счету черноморского охотника «СКА- 022», которым командовал старший лейтенант Г. П. Павлов, к февралю 1944 г. было 586 боевых походов, в которых катер прошел 50 тыс. миль. Только за три месяца 1942 г. охотник отконвоировал 29 транспортов, 25 раз отбивал налеты авиации.

Состав противолодочных и эскортных кораблей в советском флоте был значительно усилен к концу войны за счет поставок по ленд-лизу от США 28 фрегатов типа «Р» водоизмещением 2277 т и 78 больших охотников типа SC-110 водоизмещением 140 т.

К началу войны в составе ВМФ СССР было 38 тральщиков отечественной постройки конца 30-х гг. Требовалось же флоту в десять-пятнадцать раз больше.

За первые 17 дней Великой Отечественной войны немцы выставили только в Финском заливе 1738 мин. Анализируя итоги первого месяца войны, Главный военный совет ВМФ признал минную опасность как главную для флота. Нужно было принимать срочные меры для усиления трального флота.

Основными противоминными кораблями были базовые дизельные тральщики типа «Фугас» и «Мина» (проекты 53) водоизмещением около 500 т. Их тральное оборудование включало контактные тралы Шульца, змейковый трал и параван-охранитель.

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.