Состояние флота СССР в начале войны

Весной 1940 года принято решение о свертывании строительства крупных кораблей, а в октябре произошел пересмотр всей кораблестроительной программы. Усилия промышленности сосредоточили на строительстве легких надводных сил и подводных лодок. Вместе с тем еще продолжалось строительство двух тяжелых крейсеров. Только за три года до Великой Отечественной войны (1938-1940 гг.) кораблестроители сдали Военно-морскому флоту в общей сложности 217 боевых кораблей и катеров различных классов и типов, оснащенных надлежащим вооружением и техникой.

Линкор «Марат»Линкор «Марат»

Линкор «Марат»

В целом к началу войны успели построить и передать флоту 4 легких крейсера, 7 лидеров эскадренных миноносцев, 30 эсминцев, 18 сторожевых кораблей, 38 тральщиков, 51 большую, 77 средних и 78 малых подводных лодок. Количество столь нужных флоту сторожевых кораблей и тральщиков было явно недостаточно. Большие охотники за подводными лодками, как боевые корабли Второй мировой войны, в состав флота стали поступать только в годы войны.

Линкор «Парижская коммуна»

Линкор «Парижская коммуна»

Война застала 219 заказанных Военно-морским флотом кораблей, в основном новых проектов, в постройке, с различной степенью технической готовности. Их общий тоннаж составлял около 550 тыс. т, в два с лишним раза больше, чем тоннаж сданных флоту кораблей за все довоенные пятилетки (243 тыс. т). При этом, чем крупнее корабль, тем ниже была его техническая готовность. Все корабли линейного флота находились в начальной стадии постройки. Невысокую готовность имели крейсера. Эсминцы серийных проектов проходили завершающую стадию постройки и прием-сдаточных испытаний, а строительство эсминцев нового проекта только осваивалось. В постройке был ряд подводных лодок, тральщиков, сторожевых кораблей и охотников за подводными лодками. Оружие этих кораблей так же активно развивалось.

Несмотря на срыв программы строительства Большого флота и переориентацию на постройку легких сил флота, в целом, судостроительная промышленность перед войной находилась на подъеме, выполняя заказы Военно-морского флота, возглавляемого талантливым наркомом адмиралом Н. Г. Кузнецовым.

На судостроительных верфях в Ленинграде, Северодвинске, Николаеве, Севастополе, Горьком, Комсомольске-на-Амуре и Владивостоке строились 3 линкора, 2 тяжелых и 10 легких крейсеров, 2 лидера и 45 эсминцев, 14 сторожевых кораблей, 25 тральщиков, 10 охотников за подводными лодками и 88 подводных лодок (в их числе 6 — типа «К», 37 — типа «С», 9 — типа «Щ», б — типа «Л», 30 — типа «М»).

Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов

Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.