Операция Сен-Назер

Атакующие силы возглавил коммодор Райдер, державший флаг на «Кэмпбелтауне». Эсминец был замаскирован под германский корабль. На эсминце и катерах находились 353 моряка и 268 офицеров и солдат из состава «командос». Отряду, вышедшему из Фаль мута в полдень 26 марта 1942 года, предстояло пройти 400 миль открытым морем и затем 5 миль вверх по реке Луары от ее устья. Переход до цели занимал 35 часов.

Немецкая субмарина «U-593» обнаружила движение отряда и донесла об этом на береговой командный пункт. Райдеру пришлось круто изменить курс, чтобы немцы не догадались о намерениях англичан. Позже отряд лег на прежний курс в направлении устья Луары. Посланная сюда заранее английская подводная лодка служила для отряда навигационным ориентиром. Самолеты британских ВВС, используя свое мощное оружие, ударами по побережью отвлекали немцев от более пристального наблюдения за подходами с моря.

Только после полуночи 28 марта, когда отряду удалось приблизиться к цели на дистанцию 2 мили, на береговых постах засветились прожектора. Райдер для заблуждения немцев приказал подавать известные ему опознавательные сигналы, которыми пользовалась германская авиация. Это задержало немцев с открытием огня береговой и зенитной артиллерией, которой командовал капитан 1 ранга Мекке. Все же вскоре английский отряд попал под шквальный огонь. Катера отвечали немцам стрельбой своих корабельных пушек и пулеметов, прикрывая дальнейшее движение «Кэмпбелтауна» к доку. Был прилив, сопутствовавший следованию отряда по реке и обеспечивавший безопасность от мин.

Эсминец «Бурвилл»

Эсминец «Бурвилл»

В 01 ч 34 мин эсминец таранил шлюзовые ворота дока и плотно засел в них. Группа «командос» во главе с майором Комлендом сошла с катеров и эсминца и приступила к уничтожению докового оборудования. Вскоре завязался ожесточенный бой с превосходящими силами немцев. Торпедный катер англичан произвел залп торпедами по другим воротам шлюза. Только пятерым из состава «командос» удалось спастись и возвратиться домой. Остальные были убиты или захвачены в плен.

Перейдя на артиллерийский катер около трех часов ночи и имея много тяжело раненых, Райдер начал отход. Четыре катера благополучно достигли британских берегов.
Главная задача была успешно выполнена. Часовой механизм взрывателя сработал на зажатом в батопорте «Кэмпбелтауна» в полдень 28 марта. Эсминец взлетел на воздух вместе с воротами шлюза. Батопорт огромного дока полностью разрушен. При этом погибли более сотни немецких офицеров и специалистов, прибывших на эсминец для его осмотра и не подозревавших о нахождении на корабле большого заряда взрывчатки. До конца войны «Тирпиц» оказался лишенным возможности проходить докование и ремонт.

Отдавая дань уважения храбрости десантников, немцы мягко обошлись с пленными. В то же время французы, пришедшие помогать высадившимся британцам, подверглись жестоким наказаниям немецких властей.

С учетом возвратившихся после войны из плена потери англичан в этой операции составили 85 человек из состава флота и 55 армейских офицеров и солдат.

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.