Послевоенная судьба линкоров

И все же традиционная значимость линкоров, как самых мощных боевых кораблей, по-прежнему учитывалась в оперативных планах и сводках, влияла на военно-морскую стратегию. Оповещение о появлении линкора противника в каком-либо районе прибавляло забот и тревог штабу флота. Так, несмотря на то, что германский линкор «Тирпиц» за всю войну фактически всего один раз использовал свою внушительную артиллерию (обстрел Шпицбергена), сведения о его нахождении и перемещении в океане всегда приковывали к себе внимание британского адмиралтейства, вносили существенные коррективы в планы использования военно-морских сил и авиации.

За годы Второй мировой войны были потоплены и выведены из строя 27 линкоров. Из них 16 поражены главным образом авиацией, а 12 исключительно ею. Подводными лодками уничтожено 3 линкора. Линкоры, как корабли второй мировой войны, оказались не очень эффективными.

В послевоенный период строительство линейных кораблей в кораблестроительных программах морских держав не предусматривалось. Последний из английских линкоров «Вэнгард» в 1960 г. был выведен из состава резервного флота и сдан на слом. Американцы продолжают поддерживать отдельные линкоры типа «Айова» после модернизации в боеспособном состоянии, привлекая их к участию в локальных конфликтах и для демонстрации силы у берегов потенциальных стран-агрессоров. Линкор «Нью-Джерси» во время Корейской и Вьетнамской войн выпустил по береговым объектам 12 359 снарядов главного калибра. Это в 16 раз больше, чем за всю Вторую мировую войну. Линкор «Миссури» участвовал в войне в Персидском заливе. Тяжелая артиллерия корабля в ряде случаев оказывалась эффективнее точных ракет.

Короткая предвоенная история авианосцев не позволила военным теоретикам предугадать ведущую роль этого класса кораблей в грядущих сражениях на море.

Появившиеся незадолго до начала Первой мировой войны авианесущие корабли были тогда по сути дела транспортными судами, несущими на своем борту один или несколько гидросамолетов, которые могли спускаться на воду и приниматься обратно на судно с помощью корабельных подъемных устройств (кранов, стрел). Позже на кораблях появились короткие стартовые дорожки и катапульты.

Авианосец «Рейнджер»

 

Авианосец «Рейнджер»

Авианосец «Рейнджер»

Первый гидроавиатранспорт (1912 г.) французский «Фудр» принимал на борт до восьми гидросамолетов. В России впервые в 1914 г. под авианесущие транспорты было решено переоборудовать черноморские пароходы «Александр I» и «Николай I». На них размещались 6-8 гидросамолетов конструкции И. Сикорского и Д. Григоровича. 7 января 1916 г. состоялся первый в России полет летающей лодки «М-9». Про оружие на авианосцах поговорим немного позже.

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.