Развитие авианесущих кораблей

Настоящим авианосцем стал корабль, имевший специальную летную палубу, которая позволила самолетам взлетать и садиться без соприкосновения с поверхностью воды. Первым таким авианосцем был британский «Аргус», первоначально строившийся как пассажирский лайнер. В состав флота он вошел в 1918 г. Его водоизмещение составляло 14450 т, а на борту размещалось 15 самолетов. В Англии проектировался и строился как авианосец (1922 г.) «Гермес», также несший 15 самолетов.

Авианосец «Гермес»
Авианосец «Гермес»

По мере развития этого класса кораблей росло количество самолетов, размещаемых на авианосцах. Так, на японском «Акаги», построенном в 1927 г., базировалось 50 самолетов. Американский авианосец «Рейнджер» был способен нести уже до 80 самолетов (1934 г.). В ходе Второй мировой войны большие авианосцы стали нести до 100 самолетов.

В период Первой мировой войны задачи морской и корабельной авиации ограничивались разведкой. Накануне Второй мировой войны на авианосец возлагались более разнообразные задачи. Главными из них считались обеспечение боевых действий линейных кораблей как важнейших сил флота, а также нанесение предварительных ударов. Отсутствие опыта боевого использования авианосцев не способствовало их интенсивному строительству. К тому же эти корабли были весьма дорогими: с учетом стоимости самолетного парка, одна тонна авианосца стоила в три раза дороже тонны линкора. К началу войны в составе флотов насчитывалось всего 26 авианосцев, в постройке находилось 25. Флот СССР не имел авианосцев.

Начавшаяся в 1939 г. война вскоре вывела авианосцы нa первое место по их значению в составе больших флотов мира. Они заняли первое место как боевые корабли второй мировой войны. Успешная операция британского флота по уничтожению итальянских кораблей в Таранто в ноябре 1940 г. и в высшей степени результативное нападение японского флота на Пёрл-Харбор в декабре 1941 г. продемонстрировали огромные возможности авианосцев как мощной ударной силы флота.

С помощью авианосцев решалась задача завоевания и удержания господства в воздухе и на море в определенных районах, уничтожения авиации противника на аэродромах и в воздухе, борьба с кораблями в море и на базах, обеспечения высадки морских десантов, защиты своих и нарушения вражеских коммуникаций.

В ходе войны выявилась тенденция дальнейшего увеличения размеров авианосцев. Появились тяжелые авианосцы. В то же время потребовались легкие и эскортные авианесущие корабли. Оружие и вооружение их существенно отличалось. Под авианосцы был переоборудован ряд строившихся линкоров (например, японский «Синано») и тяжелых крейсеров.

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.