Однако и после модернизации линейные корабли типа «Севастополь» не отвечали современным требованиям. Корабли могли решать весьма ограниченную часть задач как линкоры-дредноуты. Построенные до Первой мировой войны, они по боевым и эксплуатационным характеристикам, существенно уступали новым линкорам, пополнившим флоты других государств в конце 30-х годов.
Советские конструкторы с учетом зарубежного опыта и личных взглядов на военное кораблестроение И.В. Сталина, которому особенно импонировали крупные «престижные» корабли, в мае 1936 г. приступили к созданию новых отечественных линкоров. Проекту присвоили номер 23, а головной корабль получил имя «Советский Союз». Его строительство началось на Балтийском заводе в Ленинграде. В 1938-1939 гг. заложили еще три линкора: «Советская Россия» и «Советская Белоруссия» — в Северодвинске (в 1940 г. строительство второго, прекращено), «Советская Украина» — в Николаеве.
Стандартное водоизмещение «Советского Союза» достигало около 60 тыс. т. Это был бы в то время самый большой в мире боевой корабль.
Скорость хода линкора 28 уз. Артиллерия главного калибра состояла из девяти 406-мм орудий в трех башнях, двенадцати 152-мм орудий в шести башнях, двенадцати зенитных 100-мм орудий и сорока 37-мм автоматов. Такое оружие внушало доверие. Вес бронирования — 24 тыс. т. Экипаж 1292 чел.
Завершение строительства головного линкора планировалось на 1943 год, серийных — на 1944 год. Общая стоимость постройки заложенных линкоров достигала 5 млрд. руб., что составляло почти треть годового бюджета страны в 1940 году.
Начавшаяся война прервала строительство линкоров, и они не были достроены. На этом закончилось советское линкоростроение, хотя проектные проработки продолжались и после войны.
Сегодня ряд историков и специалистов флота высказывают сомнения: оправдана ли была постройка в предвоенный период столь дорогостоящих кораблей? Корабли СССР Второй мировой войны действительно были мощны, но дорогостоящие. Действительно, вряд ли было целесообразным в преддверии войны планировать строительство полутора десятков кораблей-гигантов. С бурным развитием авиации уязвимость линкоров со стороны бомбардировщиков и торпедоносцев возросла во много раз, что ярко проявилось в ходе Второй мировой войны.