К проектированию нового типа эсминца проекта 7 приступили в начале 30-х гг. Учитывался опыт итальянских кораблестроителей.
Головной корабль, получивший название «Гневный», заложили в Ленинграде 27 ноября 1935 г. Месяц спустя состоялась закладка первого серийного эсминца «Бодрый» в Николаеве.
Во время постройки первых кораблей типа «Гневный» проекта 7 в британском флоте в 1937 г. произошло событие, повлиявшее на дальнейший ход строительства советских эсминцев.
Столкнувшись с плавающей миной, подорвался и потерял ход английский эсминец «Хантер». Его энергетическая установка размещалась, как и на «Гневном», по линейному принципу (три котла в смежных отделениях, а за ними турбины). Среди советских конструкторов и строителей, а также среди флотских специалистов стало распространяться мнение, что при проектировании эсминцев проекта 7 была допущена серьезная ошибка: выбрано, как и на итальянских кораблях, линейное расположение котельно-турбинной установки, весьма уязвимое в условиях военного времени. Много нареканий вдруг вызвало и размещение погребов зенитного боезапаса в районе энергетической установки. В итоге проект 7 был объявлен как «вредительский». В спешном порядке стали разрабатывать проект улучшенного эсминца (проект 7-У). Проектирование затруднялось тем, что нужно было дополнительное оборудование и механизмы «втиснуть» в уже построенный корпус «семерки», а таких готовых корпусов насчитывалось к тому времени до полутора десятков. Задачу все же удалось решить. Энергетическая установка из четырех котлов и двух турбин теперь размещена в эшелонном порядке: «два котла плюс турбина», за ними снова «два котла плюс турбина». За счет нового, четвертого котла повышена паропроизводительность, увеличена мощность каждого турбозубчатого агрегата. Другим стал силуэт корабля: появилась вторая дымовая труба. Состав артвооружения пополнился еще одной 45-мм пушкой. В итоге оружие эсминца незначительно улучшилось.
Водоизмещение эсминца несколько увеличилось. Изменилась немного (в худшую сторону) остойчивость корабля. Головной корабль проекта 7-У «Сторожевой» вошел в строй в октябре 1940 года. Перезакладка эсминцев с проекта 7 на 7-У сорвала планы сдачи кораблей этого класса флоту. Так, в 1940 г. подлежали передаче в эксплуатацию 20 эсминцев всех проектов, а фактически сдали лишь 8 кораблей.
Минувшая война так и не ответила однозначно на вопрос: какой из проектов 7 или 7-У оказался более живучим? Эсминцы — корабли СССР Второй мировой войны того и другого проекта одинаково страдали от мин, торпед и авиационных бомб.