Эсминцы проекта 30

Головной эсминец «Огневой» (первоначально назывался «Опасный») проекта 30 заложен в Николаеве 20 августа 1939 г. Планировалось его испытания провести в декабре 1941 г. Однако начавшаяся война задержала постройку корабля, «Огневой» достраивался и проходил испытания в Поти, сдавался флоту в 1944- 1945 гг.

Сторожевой корабль «Шторм»Сторожевой корабль «Шторм»

Опыт эксплуатации эсминцев проектов 7 и 7-У выявил недостаточную прочность их корпусов при плавании в штормовую погоду. В начале 1940 года на «Гневном» в штормовую погоду на Балтике палуба полубака получила прогибы до 80 мм, а на эсминце «Сметливом» наблюдались остаточные деформации борта в носовой части корабля. Более тяжелые случаи произошли на Северном флоте.

Эсминец «Громкий» 6 мая 1942 г. возвращался в главную базу флота Полярный при волнении моря до 8 баллов. Корабль сильно зарывался носом, принимая на полубак массы воды. Крен доходил до 35°. Ход корабля 10 узлов. После удара волны о левый борт (под углом около 40°) и накрытия корабля сверху настил полубака на 37-38-м шпангоутах получил деформацию. Образовался гофр шириной 120 мм со стрелой прогиба 20 мм. Настил полубака начал быстро разрушаться, а затем оторвался и нос корабля по 38-й шпангоут. Сильно поврежденный корабль все же удалось спасти.

Эсминец «Сокрушительный» имел подкрепление носовой части корпуса, но это не спасло корабль от гибели во время шторма 20 ноября 1942 г. Время и координаты его гибели остались неизвестными.

После таких аварий и катастроф с эсминцами контр-адмирал А. А. Жуков использовал оружие в личных целях — застрелился. Он занимал перед войной должность Начальника управления кораблестроения ВМФ и посчитал себя виновным за невысокое качество кораблей. В годы войны Управление кораблестроения ВМФ возглавлял вице-адмирал Н.B. Исаченков.

Оценку вновь построенным кораблям дал в свое время нарком Военно-морского флота Н. Г. Кузнецов: «Не имея особых опасений за прочность наших кораблей в условиях плавания на Балтийском и Черном морях, считаю, что для океанского плавания новые корабли не обладают достаточным запасом прочности». Крупным недостатком эсминцев являлось отсутствие на них гидролокационных станций для обнаружения подводных лодок. Шумопеленгаторная же аппаратура была малоэффективна.

Эсминцы принимали самое активное участие в боевых действиях как артиллерийские военные корабли Второй мировой войны. Торпедное вооружение практически не использовалось.

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.