Истребитель F-22 “Рапотор” — истребитель пятого поколения многоцелевого назначения. Он был разработан компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics. Истребитель F-22 оснащается двумя турбореактивными двигателями Pratt&Whitney F119-PW-100, тяга которых составляет 16000 кг. Двигатели оснащены форсажными камерами и соплами, отклоняемыми в вертикальной плоскости, которые обеспечивают изменение вектора тяги. Двигатели истребителя F-22 позволяют совершать полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажных камер.
На сегодняшний день истребитель F-22 является самым дорогим истребителем в мире и лишь только эта модель истребителей 5-го поколения стоит на вооружении.
В конструкцию самолета-истребителя положен принцип обеспечения повышенной выживаемости за счет реализации принципа «First look first kill», то есть «первый обнаружил, первый и поразил». Для осуществления этого принципа широко использованы технологии снижения заметности — “Stelath” (Стелс-технология). Для обеспечения технологии, снижающей заметность, штатное вооружение истребителя размещается во внутренние отсеки истребителя F-22. Сопла двигателей истребителя имеют специальную форму, которая уменьшает заметность самолета в инфракрасном диапазоне. В их конструкции так же использован специальный радиопоглощающий материал из керамики, обеспечивающий снижение инфракрасной и радиолокационной заметности.
Конструкция планера самолета на 40% состоит из полимерных композиционных материалов, которых использовано два вида – полимерные композиционные материалы на основе бисмалеимидов и термопластичные углепластики.
Истребитель F-22 оборудован РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Её конструкция обеспечивает дальность обнаружения большой аэродинамической цели до 270-300 км, крылатой ракеты – до 150 км, а наземной цели – до 70 км.
Летно-технические характеристики истребителя F-22:
Размах крыла | 13,56 м |
Длина самолета | 18,90 м |
Высота самолета | 5,09 м |
Площадь крыла | 78.04 м² |
Площадь В. О. | 16,54 м² |
Площадь Г. О. | 12,63 м² |
Экипаж | 1 человек |
Тип двигателя | 2х ТРДДФ Pratt & Whitney F119-PW-100 |
Статическая форсированная тяга | 15876 кгс |
Максимальная скорость | 2400 км/ч |
Максимальная бесфорсажная скорость | 1800 км/ч (1,5 М) |
Крейсерская скорость | 1050км/ч (0,9 М) |
Дальность: | |
без ПТБ, боевая | 1900 км |
без ПТБ, нормлаьная | 2500 км |
100 % внутри + 2 ПТБ | 3330 км |
100 % внутри + 4 ПТБ | 5700 км |
Дальность бесфорсажного сверхзвука (1,5 M) | 1300 км |
Боевой радиус | 760—1100 км |
Практический потолок | 19200 м |
Расчётный ресурс самолёта | 8000 ч |
Рабочее давление гидросистемы | 560 кг/см² |
Рассеиваемая мощность | 8278 Вт |
Процентный состав материалов в конструкции планера: | |
Алюминиевые сплавы | 16 % |
Титановые сплавы | 39 % |
Композиты | 24 % |
ЭПР | 0,3-0,4 м² |
Очень классный.