Танк Матильда II

Танк Матильда II

Танк Матильда II (полное название Tank Infantry Mk. II Matilda II) — это британский средний танк  с тяжелым бронированием периода Второй мировой войны. Машина получила широкое применение силами английской армии в ходе военных действий в Африке. Также это один из самых известных танков иностранного производства, которые использовались Красной армией в ходе Второй мировой войны.

Исторические сведения

Еще в средине 30-х годов военному руководству Англии пришла в голову идея усиления бронирования ихнего танкового парка, ибо оно на тот момент было крайне слабым. В 1936 году началась разработка нового танка с бронированием лба не менее 60 мм.

Танк Матильда II
Танк Матильда II

Краткая героическая история танка началась в 1936-1938 годах, когда тот был создан вместо существующей машины Matilda I. Принят на вооружение в начале Второй мировой, в войска начал поступать в 1939 году.

Матильда II являлась основным средним танков Англии на начальном этапе войны. Танк выпускался до августа 1943 года на 7 английских предприятиях. Всего было выпущено 2987 единиц, из которых «лендлизовскими» для СССР стали 1084 штуки. Из общего числа 918 единиц было доставлено к берегам СССР.

Так же большое число танков Марк-2, снятых с линейных частей королевской армии, принимали участие в ходе сражений на Островах Тихого океана на стороне Австралии.

Это интересно: название танк получил от машины предыдущего поколения Матильда I, а та, в свою очередь, его получила от героини комиксов утки Матильды.

На свое время МК-II отличались очень мощным бронированием и довольно неплохой пушкой. Немецкая стандартная пушка Pak 36, калибром 37-мм, никак не могла справиться с броней данной машины. Она поддавалась лишь 88-мм зенитному орудию. Посему танк был грозным противником для немецкой бронетехники на первых этапах боевых действий.

Танк Матильда II
Танк Матильда II

Конструкционные особенности

Танк Matilda II имеет классическую схему компоновки. Вес машины составлял 27 т (относительно немного), экипаж 4 человека. Круговое бронирование танка на 1937 год было просто запредельным: лоб имел целых 78 мм, борта — 70 мм, корма — 55 мм (многие немецкие и советские машины не имели такой даже лобовой брони!).Круговое бронирование башни тоже хорошее — 75 мм.

Танк Mk-II был оснащен двумя 6-цилиндровыми дизельными двигателями, мощность в 87 л.с. каждый. Такая силовая установка была крайне слабой и позволяла развивать максимальную скорость танка по шоссе в 24 км/ч. По мягкому грунту танк развивал максимальную скорость в 15 км/ч, чего, согласно английской доктрине, вполне хватало.

Вооружена машина была «двухфунтовкой» QF 2 pounder (калибр 40 мм) и одним пулеметом 7,92-мм BESA, а позже 7,7 мм «Vikkers». Такое вооружение являлось удовлетворительным, ведь основной задачей машины являлась лишь поддержка действий пехоты, но не уничтожение вражеской бронетехники.

Танк Матильда CS IV
Танк Матильда CS IV

Матильда МК-2 имела запас хода до 130 км, а баки были рассчитаны на 225 литров дизеля.

Сцепление было сухое дисковое, автомобильного типа.

Боевое применение британцами. Северная Африка

В армейские британские части Матильда 2 начала поступать в 1939 году. На начало войны в британской армии это были самые перспективные и эффективные машины. Они ни голову превосходили ранние немецкие Pz. II и Pz. III. То же было актуально и для итальянских M13/40. Первое боевое крещение танк получил уже в мае 1940 года во Франции. Тогда немцам удалось заполучить в качестве трофеев 29 единиц этих машин, которые те, отремонтировав, активно использовали позже против самих же англичан.

Танк Матильда II из Австралии
Танк Матильда II из Австралии

Несмотря на все достоинства машины, применялась она англичанами практически только на североафриканском плацдарме. Для итальянцев и немцев наличие «Матильд» оказалось отнюдь не приятным сюрпризом, ибо основная масса их танковых пушек не могла нанести какого-либо вреда британской бронемашине. Но так длилось недолго. Уже в мае 1942 года в ходе битвы при Эль-Алаймане и Тобруке легендарные, эффективные и перспективные Матильды потерпели поражение против немецких Pz.III Ausf.F с 50-мм. орудиями и Pz.IV Ausf.B и D. Причина поражения — моральное устаревание британских машин. В противовес англичанам немецкие инженеры регулярно модифицировали как бронирование, так и вооружение своих танков. Британцы этого не делали по причине невозможности проведения глубокого апгрейда, хотя такие попытки предпринимались (например, Matilda Black Prince). Как итог — вся мощь Матильд была умножена ноль, ибо немцы с огромного расстояния и безо всяких усилий пробивали лобовую броню противника, а «Матильды» со своей двухфунтовкой не могли ничего противопоставить силам Роммеля. От поражения в решающей битве союзников спасли лишь светлые умы Монтгомери и Эйзенхауэра.

Это интересно: Во время боев в Северной Африке танк получил название Quenn of the Desrt (Королева пустыни).

Подбитая Матильда II в Африке
Подбитая Матильда II в Африке

Вторым большим театром боевых действий применения танка были Гвинейские острова, где Матильды использовались войсками Австралии против японцев. В условиях джунглей машина была не очень эффективной. Гораздо лучше бы проявила себя огнеметная версия, которая и была создана. Так же австралийскими инженерами был предложен вариант Матильды с 7-ми ствольной мортирой.

Матильды по кредиту для СССР

Между Британией и СССР в августе 1941 года был подписан договор о клиринге и кредите. Согласно этому договору Советскому Союзу было предоставлено кредит в размере 10 млн фунтов стерлингов и до конца года Англия поставила 466 танков, 187 из которых были Матильды. Первые 20 из них были доставлены в Архангельск конвоем PQ-1 11 октября 1941 года. Всего англичане отправили 1083 Матильды, из которых СССР получил 918 (остальные были потеряны в ходе транспортировки).

Кроме Архангельска, конвой доставлял танки и в Мурманск. В каждом из этих городов были организованы пункты приемки. Далее МК-2 направлялись в учебный центр в г. Горький, где существовал автобронетанковый центр. Там машины подвергались испытаниям и ремонту на начальных этапах. Тренировка экипажей машин проводилась в Казани, где был создан учебный центр на базе казанских курсов КУКС. В помощь советским инструкторам из Великобритании в Казань конвоем PQ-2 было отправлено 6 танкистов-инструкторов, которые пробыли там 2 недели.

Танк Матильда II
Танк Матильда II

Проблемы с «импортными Матильдами» начались еще задолго до того, как те попали на фронт — в процессе транспортировки. К примеру, у 6 из 49 танков из-за морозов оказались размороженные двигателя, радиаторы. Две единицы имели низкую плотность электролита в аккумуляторах, у других была обнаружена течь масляных баков. Огромное число машин имело проблемы с укомплектованностью танков (отсутствие буксировочных тросов, брезента, ЗИПов и спецификаций к ним). В следующих партиях танков использовался вместо воды уже этиленгликоль.

На 2 декабря в учебный центр Горького поступило 137 танков Матильда и Валентайн, из них выбыло 58 штук. Ремонтировали их теми запчастями, что прибыли в комплекте, при чем двигателей и аккумуляторов хватило далеко не на все машины.

Это интересно: огромной популярностью пользуется танк Матильда в World of tanks (компьютерная игра про танки).

Танк Матильда II с пушкой Ф-34
Танк Матильда II с пушкой Ф-34

Довольно часто так же происходили отрывы боковых секций при буксировке по причине того, что их крепление к лобовой части танка, которая была не цельной, было не достаточно жестким, а сами крюки находились как раз на боковинах. Касательно остальных недочетов самих машин поговорим немного ниже.

Оценка проекта

В условиях эксплуатации советскими танкистами танк Матильда 2 является бесспорно неплохой машиной, которая имела как достойные характеристики, так и проблемные моменты. Теперь о них подробнее.

Танк Матильда II на марше в Западной Украине
Танк Матильда II на марше в Западной Украине

Плюсы танка МК-II:

  1. Отличное круговое бронирование, что увеличивало как выживаемость танка на поле боя, так и его экипажа. Броня была на уровне тяжелого танка КВ-1, а по классу, согласно советской классификации, относился к танкам поддержки пехоты (средний танк).
  2. Небольшой вес танка.
  3. Хороший обзор из машины.
  4. Качество выполнения брони было так же на порядок выше чем у советских машин. При попадании снаряда в танк броня не давала осколки и не отслаивалась.
  5. Относительно слабые двигателя танка имели довольно неплохой мотопробег, который превышал паспортный в 2-3 раза и составлял 550-600 моточасов.
  6. Условия работы экипажа на танке так же были в разы лучше, чем на советских машинах.
  7. Машина хорошо себя зарекомендовала в условиях позиционных боевых действий.
  8. Относительно неплохое орудие танка в начале Второй мировой войны.
Подбитая советская Матильда II
Подбитая немцами советская Матильда II

Отрицательные стороны Матильды II:

  1. Невысокая крейсерская скорость машины как для среднего танка.
  2. Отсутствие осколочно-фугасных снарядов для танка до момента появления Matilda III CS с 76-мм гаубицами. На начальном этапе такой фактор привел к тому, что советские конструкторы решили перевооружить танк пушкой ЗИС-5. Но новая модификация Матильды решила данную проблему.
  3. Оснащение танка гусеницами с гладким покрытием (некий вариант «летних» гусениц), которые не смогли обеспечить необходимое сцепление с грунтом в условиях зимы. Это приводило к тому, что машины попросту съезжали в овраги, переворачивались днищем вверх. Этот недостаток пытались минимизировать путем наваривания на траки металлических зацепов-шпор.
  4. В условиях распутицы танк мог оказаться полностью обездвиженным — между его фальшбортами и ходовой частью набивались грязь и снег, которые, замерзая, приводили к полной остановке машины. Та же ситуация возникала в условиях лесисто-болотистой местности.
  5. При сильных морозах замерзали близко расположенные к днищу трубки системы охлаждения и даже при включенном двигателе. Это же было и актуально для пневматического усилителя управления трансмиссией.
  6. Сложная конструкция танка, что затрудняло проведение ремонтных работ.
  7. Низкая маневренность танка, малый запас хода.

Многие из негативных моментов, связанных с эксплуатацией в условиях холода удалось ликвидировать — машины отправляли на южные направления фронта.

Матильда II в Англии. Подготовка к погрузке
Матильда II в Англии. Подготовка к погрузке в СССР

Главным же недостатком «кредитных Матильд» было то, что вместе с машинами передавался крайне малый запас снарядов — всего 5-6 комплектов , которых не хватало от слова совсем. Требуемое количество боезапасов для машины составляло 1200 снарядов.

Уже к средине войны (весна 1943 года) Матильды морально устарели и были сняты с производства, а Советский Союз прекратил закупать данные машины. Те машины, которые остались, активно продолжали использовать в боевых действиях. Например, в начале битвы на Курской дуге 18 Матильд были в составе 201-й танковой бригады 7-й гвардейской армии Воронежского фронта. А в 224-м полку 8-й гвардейской армии Юго-Западного фронта на июль 43 года было 33 машины данного типа.

На лето 1944 года «Матильды» в советских танковых частях присутствовали в единичных экземплярах, а к осени были лишь в учебных частях. Больше 2-х лет машины трудились на благо Родины во имя большой Победы.

Матильда II на испытаниях в СССР
Матильда II на испытаниях в СССР

Модификации танка

Известны следующие модификации танка Матильда II:

  • Mark II — первый серийный вариант танка со слабым двигателем АЕС в 87 л.с.
  • Mark II A — модификация, в которой пулемет Виккерс был заменен на BESA, а поддерживающие катки заменили на полозья.
  • Mark III — модификация танка с силовой установкой Леланд в 95 л.с. и новой радиостанцией №19.
  • Mark III CS — модификация поддержки пехоты с 76-мм гаубицей под осколочно-фугасные и дымовые снаряды.
  • Mark IV (Матильла 4) — танк Матильда II, но с увеличенным запасом хода до 257 км по шоссе и 129 по пересеченной местности за счет увеличения емкости топливных баков. Так же было улучшено крепление двигателей, изменена конструкция масловодов/воздуховодов. Танк стал надежным технически.
  • Mark IV CS — танк Матильда IV с 76-мм гаубицей.
  • Mark V — Матильда, оснащенная пневматическим усилителем управления трансмиссией.
  • Matilda Scorpion I и II, Matilda Baron — саперный вариант Матильды (минный тральщик).
  • Matilda Black Prince — неудавшийся проект по перевооружению Матилды орудием QF 6-pdr Mk V и попыткой установить башню от танка Кромвель.
Минный тральщик Matilda Scorpion_I
Минный тральщик Matilda Scorpion_I

Тактико-технические характеристики

Ширина, длина, высота, мм 2515х5715х2565
Клиренс, мм 400
Бронирование машины:
Лоб корпуса (верх), мм/град;
Лоб корпуса (середина), мм/град;
Лоб корпуса (низ), мм/град;
Борт корпуса (верх), мм/град;
Борт корпуса (низ), мм/град;
Корма корпуса (верх), мм/град
Днище, мм;
Крыша корпуса, мм;
Лоб башни, мм/град;
Маска орудия, мм/град;
Борт башни, мм/град;
Корма башни, мм/град;
75/ 0°;
47/65 °;
78/0 ° — 72/ 30 °;
70;
40+25;
55;
20-13;
20-13;
75;
75;
75;
75
Орудие танка 40-мм QF 2 pounder
Длина ствола, калибров 52
Боекомплект орудия 67—92
Углы ВН, град. −15…+20°
Пулемёты 1 × 7,7-мм «Виккерс», BESA
Тип двигателя 2 рядных 6-цилиндровых дизельных двигателя жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, >л. с. 2 × 87
Скорость по шоссе, км/ч
по пересечённой местности, км/ч
24
15
Запас хода по шоссе, км
по пересечённой местности, км
257
129
Удельная мощность, л. с./т 6,46
Удельное давление на грунт,кг/см² 1,12
Преодолеваемый подъём, град. 24°
Преодолеваемая стенка, м 0,61
Преодолеваемый ров, м 2,4
Преодолеваемый брод, м 0,91

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.