Советская торпеда 53-38

Советская торпеда 53-38

Торпеда 53-38 — это советская парогазовая противокорабельная торпеда, созданная в 1938 году на базе итальянского  прототипа 53-Ф. В отличии от прототипа (4 режима) эта парогазовая торпеда 53-38 имела всего лишь три режима хода. Торпеда выпускалась на заводе Уайтхеда и хорватском городе Фиума.

Советская торпеда 53-38
Советская торпеда 53-38

Исторические сведения

Прошедшая в стране Октябрьская революция и прошедшая за ней гражданская война не могли не повлиять отечественное торпедостроение. В этом плане страна отставала на целые десятилетия от ведущих стран мира.

Предшественницей 53-38 являлась первая советская торпеда 53-27 (производилась по 1935 год), а за ней модернизированная 53-36 (производилась с 1936 по 1938 годы). Торпеда 53-27 имела лишь один вариант хода на дальность в 3700 метров при скорости в 45 узлов. Данная торпеда вызывала довольно-таки сильные нарекания ВМФ СССР. И причины тому были вполне очевидные — низкое качество изготовления и непродуманность конструкции. По причине малой дальности хода торпеда могла использоваться лишь с торпедных катеров и подводных лодок и плохо подходила для использования на крупных надводных кораблях. Также на торпеде отсутствовал дальноходный режим. Все эти проблемы пытались решить путем модернизации за счет заимствования у итальянской торпеды 53-Ф гиростата, регулятора давления, подогревательного элемента и других механизмов. В результате таких манипуляций появилась торпеда 53-38.

Советская торпеда 53-38
Советская торпеда 53-38

Скопировать и воссоздать производство торпед должен был НИМТИ. Первые образцы 45 см торпед были выпущены на Токмакском заводе «Красный прогресс» в 1936 году под индексом 45-36Н. Данное обозначение гласит о том, что торпеды в первую очередь предназначались для эсминца класса «Новик». Немногим позже, в 1938 году, производство 533-мм торпед началось на ленинградском заводе «Двигатель». А спустя год, в 1939 году, это же производство освоил завод №182 «Дагдизеле». От калибра 53 см они и получили название торпеда 53-38. От образца 45-36 Н она отличалась тем, что заряд ВВ был увеличен с 300 до 400 кг.

Новый вариант модернизированной торпеды 53-38 был принят на вооружение в 1939 году. Это оружие мало чем отличалось от итальянского варианта, но все же имела три режима хода вместо 4-х. Плюс ко всему отличалась малым сроком службы, но этот недостаток устранили в 1939-1941 годах. Что касается конструктивных недостатков итальянской копии торпеды, то они были устранены уже непосредственно в ходе боевых действий во время ВОВ.

Конструкция

Длина торпеды составляла 7,2 м при калибре в 533 мм. При этом общий вес был равен 1615 кг. Массо-габаритные показатели 53-38 соответствовали требованиям 53-см торпедных аппаратов, что давало возможность применять оружие на всех отечественных подлодках и надводных кораблях. Дальность хода и скорость торпеды зависели от установленной мощности парогазовой машины и были в диапазоне 4-10 км при скорости 30,5 — 44,5 узла. Чем больше ход, тем меньше дальность, но больше скорость и наоборот.

Конструкция торпеды 53-38 в разрезе
Конструкция торпеды 53-38 в разрезе

Конструкция торпеды такого исполнения классическая — она представляет собой корпус в форме цилиндра, который имеет конический хвостовой и полусферический головной обтекатель.

В головной части торпеды размещался боевой отсек, состоящий из взрывчатого вещества и взрывателей. В конечной части торпеды размещались два соосных винта и х-подобные рули. Следом за головной частью торпеды размещались воздушный резервуар и водяной отсек, а так же бак с керосином. Система управления и парогазовая машина (аналогичная прародителю)  также размещались в корме торпеды. Парогазовая двухцилиндровая машина могла развивать мощность до 318 л. с и для своей работы использовала керосин, воду и сжатый воздух под давлением в 190 атмосфер. Керосин разогревался специальным подогревательным аппаратом (аналогичном итальянскому).

Конструкция отделения парогазовой машины 53-38
Конструкция отделения парогазовой машины 53-38

Что касается режимов работы, то двигатель имел их три — на 318, 160, 112 лошадиных сил. Такой поход позволял регулировать как скорость, так и дальность хода торпеды.

Это интересно: итальянский прототип торпеды 53-Ф имел 4 режима работы, а не 3, как у советской.

Управление торпедой 53-38 происходило при помощи гиростата и прибора Обри, которые обеспечивали её корректный ход на глубине от полуметра до 14 метров.

Конструкция боевого отделения торпеды 53-38
Конструкция боевого отделения торпеды 53-38

Боевой отсек торпеды вмещал в себе 300 кг ВВ, а инерционные контактные взрыватели размещались в специальных окнах в верхней части корпуса. Взрыватели обеспечивали подрыв ВВ при соприкосновении торпеды с целью.

Варианты и модификации

53-38У

Это усиленная модель торпеды 53-38 с увеличенным на 80-100 кг запасом взрывчатого вещества за счет удлинения боевых зарядных отделений. Модификация появилась в 1939 году. Такой подход практически не ухудшил ходовые характеристики торпеды. Приняты на вооружение в конце 1939 года под индексами 45-36 НУ (калибр 450 мм) и 53-38У. Позже эти торпеды были оснащены НВС — неконтактным взрывателем со стабилизатором, которые срабатывали от скорости изменения вертикальной составляющей напряженности магнитного поля корабля водоизмещением не менее 3000 тонн на расстоянии до 2 м от днища корабля.

Погрузка торпеды 53-38
Погрузка торпеды 53-38

ТТХ 53-38У:

Длина 7450 мм
Диаметр корпуса 533 мм
Масса 1725 кг
Вес БЗО 400 кг тротила

53-39

Это усовершенствованный скоростной вариант торпеды 53-38У. Разработка начата в 1939 году, принята на вооружение в 1941 году после длительных испытаний. Универсальная торпеда развивала скорость в 51 узел, имела 3 режима (позже — 2). Увеличение скорости было достигнуто за счет увеличения воздуха и керосина. При этом был уменьшен вес ВВ, увеличена мощность и проведена модернизация силовой установки. Инженеры Д. А. Кокряков, В. Л. Орлов, Д. Н. Островский были награждены Сталинской премией за создание данной торпеды. Взрвчатое вещество было заменено на ТГА-16, представляющее собой плавленую механическую смесь из 60 % тротила, 24 % гексогена, 13 % алюминиевого порошка, 3 % алюминиевой пудры.

Торпеда 53-38
Торпеда 53-38

ТТХ 53-39

Длина 7488 мм
Диаметр корпуса 533 мм
Масса 1780 кг
Скорость 3 скоростных режима
Дальность хода 10 км на 34 узлах, 8 км на 39 узлах, 4 км на 51 узле
Вес боевого зарядного отделения 317 кг ТГА-16
Тип взрывателя контактный

Это интересно: за годы ВОВ было использовано 243 торпеды с неконтактным взрывателем.

3D модель торпеды 53-39
3D модель торпеды 53-39

Тактико-технические характеристики 53-38

Масса 1615 кг
Длина 7200 мм
Диаметр 533 мм
Боевая часть тротил 300 кг
Мощность 112, 160, 318 л.с.
Скорость 30,5; 34,5; 44,5 узлов
Дальность 10, 8, 4  км
Глубина 0,5-14 м

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.