Танк Матильда I (или танк А11) — легкий пехотный танк, английского производства 30-х годов прошлого века компании Vickers-Armstrongs. Данная модель является прародителем более известного танка Mk. II Матильда II. Танк имеет относительно короткую историю применения и отличается крайней дешевизной производства.
История создания
Основная причина создания Матильды — требования Генштаба Великобритании разработать танк с мощной броней для прорыва хорошо укрепленных позиций противника и который будет довольно-таки дешевым — машину можно было бы производить из коммерчески дешевых запчастей. К разработке приступила компания Vickers-Armstrongs под руководством Джона Кардена в 1935 году. В результате был создан низкопрофильный танк с небольшой литой башней, который приняли на вооружение в августе 1936 года. Второй особенностью танка является крайне малая себестоимость танка — примерно 6000 фунтов стерлингов (включая расходы на проектирование).
Серийное производство машины началось в январе 1937 года на заводе в г. Бирмингем. Всего было выпущено 139 единиц данного танка.
Это интересно: Машина получила название Матильда по той причине, что имела малый размер и двигалась вальяжно по пересеченной местности — огромное сходство с уткой Матильдой МакДак из комиксов 30-х годов.
Конструктивные особенности
Infantry Mk. I Matilda I имеет классическую компоновку — в передней части корпуса размещалось отделения управления и трансмиссии, в башне и средней части корпуса размещалось боевое отделение, а моторное отделение с двигателем, системой охлаждения и топливными баками размещалось в корме.
В танке применялась трансмиссия Фордзон и морально устаревший 8-цилиндровый V-образный двигатель карбюраторного типа от Форд V8. Пожароопасный и ненадежный двигатель развивал мощность в 70 л.с., что позволяло ему развивать максимальную шоссейную скорость в 13 км/ч. Топливные баки, объемом 320 литров, обеспечивали запас хода в 128 км.
Подвеска танка являлась модификацией ходовой части танка Vickers Mk E. Она состояла из:
- восьми больших опорных катков на каждой стороне машины, объеденные в 2 тележки по 4 штуки в каждой;
- двух малых поддерживающих катков;
- ведущего переднего и заднего направляющего колеса.
Гусеница танка Матильда 1 собрана из двусторонних траков с гребнями.
Бронирование и вооружение
Корпус танка представляет собой коробчатую форму сложной конструкции из листов катанной стали, который собирался при помощи болтов, заклепок и сварки. Лобовая броня бронетехники состоит из верхнего, среднего и нижнего бронелистов, имеющие небольшие углы вертикального наклона. Борта машины не имеют наклона и состоят из цельно катанных бронелистов, толщиной в 60 мм. Корма состоит из верхнего и нижнего бронелистов. Крыша имеет толщину броневого листа 12 мм, а днище — 20.
Башня танка, выполненная из гнутого бронелиста в 60 мм, имеет коническую форму и размещена на продольной оси с небольшим смещением вперед и склонением в вертикальной плоскости на угол 25 градусов. Такой подход обеспечивает одинаковое круговое бронирование.
Основным и единственным вооружением Матильды I являлся британский вариант пулемета Максимова — 1х7,7 мм или 1х12,7 мм «Виккерс» с водяным охлаждением ствола, который размещался на цапфы в лобовой части башни и имел защиту в виде броневой маски и кожуха. Боекомплект составлял 3800 или 2200 патронов (зависит от калибра пулемета), снаряженных в ленты.
Экипаж
Экипаж танка состоял из двух человек — командира машины и механика-водителя. Мехвод размещался в передней части танка в отделении управления. Командир выполнял функции командира экипажа, заряжающего и наводчика.
Экипаж «загружался» в танк при помощи двух люков — первый в крыше башни (для командира), второй, прямоугольной формы, в верхней части рубки передней части корпуса (для мехвода).
Применение в боевых условиях
Танк Матильда 1 использовался в основном пехотными частями британских экспедиционных сил в Европе.
К примеру, этими машинами были оснащены четвертый и седьмой батальоны Королевского танкового полка. В мае 1940 года танки Матильда I входили в состав 1-го и 7-го танковых полков и участвовали в начале сражения за Францию. Эти машины (58 единиц) вместе с танками Матильда II (16 единиц) в ходе контрнаступления сумели остановить продвижение седьмой танковой дивизии Роммеля. Тогда как имеющиеся на вооружении немцев стандартная противотанковая пушка калибра 37 мм, так и любая танковая пушка не могли пробить крепкую броню британских Матильд, которых смогла остановить лишь линия защиты из 88-мм зениток и 10,5 см гаубиц под личным командованием Роммеля.
В дальнейшем танки вели бои в районе Суше, Ла Басе. После чего почти все их остатки были брошены в районе Дюнкерка, не вернувшись обратно на британские острова.
Некоторые машины впоследствии немцы восстановили и те приняли участие в подавлении партизанских отрядов в Белоруссии, Югославии и Украине. При переходе отряда Сидора Ковпака через Днепр была подбита одна трофейная немецкая Матильда 1.
Тактико-технические характеристики
Габаритные размеры ДхШхВ, мм | 4854х2282х1867 |
Бронирование лба корпуса (верх), мм/град. средина низ |
60 25 25-65 |
Бронирование корпуса, борт, мм/град. корма корпуса верх корма корпуса низ днище корпуса крыша корпуса |
60 20 60 20 12 |
Бронирование башни, лоб, мм/град. маска орудия борт башни корма башни крыша башни |
60 60 60 60 12 |
Вооружение | 1 × 7,7-мм или 12,7-мм пулемет «Виккерс» |
Двигатель | V-образ. карбюраторный, 70 л.с. |
Скорость по шоссе, км/ч> | 13 |
Запас хода по шоссе, км | 128 |
Удельная мощность, л. с./т | 6,3 |
Тип подвески | рессорная |
Преодолеваемые препятствия, стенка, м ров брод |
0,65 2,1 0,9 |