Легкий крейсер Киров

Безусловно, главный калибр «Кирова» давал ему превосходство над всеми легкими крейсерами других стран, имевшими калибр 152 мм и менее. То есть, мощнее оружие. Более того, он даже мог вести бой с «вашингтонскими» крейсерами с 203-мм пушками, учитывая их весьма слабую броневую защиту. По скорострельности же (5,5 выстрелов/мин) орудия «Кирова» превосходили эти пушки (4 выстрела/мин). Головной корабль в серии советских крейсеров был оснащен энергетической установкой из двух главных турбозубчатых агрегатов итальянского производства; серийные крейсера имели отечественные силовые установки. Достоинство артиллерии крейсеров проектов 26 и 26-бис — три башни с тремя орудиями на одной люльке — могло обернуться и недостатком, когда приходилось стрелять по целям, которые превосходили число башен: орудия в башнях не имели раздельного наведения. Для морского боя этот случай не типичен, но для стрельбы по береговым целям вполне реален. Недостаточной оказалась живучесть стволов (70-100 выстрелов). Впоследствии ее, правда, удалось увеличить.

Крейсер «Мурманск»Крейсер «Мурманск»Крейсер «Мурманск»

Крейсер «Киров» был флагманским кораблем при прорыве кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт 28-30 августа 1941 года. Трудность операции заключалась в том, что уже оба берега Финского залива находились в руках противника. Истребительная авиация флота, базирующаяся на сухопутные аэродромы, могла прикрыть корабли Второй мировой войны и суда с воздуха только восточнее острова Гогланд. До сих пор историки спорят о том, правильно ли был выбран фарватер для перехода из трех возможных. На северном существовала опасность атак подводных лодок, торпедных катеров и других легких сил; центральный был опасен от мин; южный простреливался береговой артиллерией.

Командующий флотом вице-адмирал В.Ф. Трибуц принял решение прорываться 150-мильным центральным фарватером. Как позже оказалось, на этом фарватере противник выставил исключительно плотное минное ограждение, состоявшее из 1520 мин и 756 минных защитников. На переходе было потеряно 16 боевых кораблей и 36 транспортов.

Переход показал слабость противоминной и противосамолетной защиты кораблей и судов в море. На Балтике катастрофически не хватало тральщиков. Опыт Первой мировой войны не был учтен. Авиационное прикрытие кораблей флота отсутствовало.

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.