В состав прибрежных сил британского флота входили десятки торпедных катеров различных типов. Они использовались для охраны портов и гаваней, эскортирования судов в каботажном плавании, а также для нападения на вражеские коммуникации в небольших удалениях от берега. Нередко катера привлекались к постановкам мин.
Шлюп «Эгрет» (эскортный корабль)
Водоизмещение торпедных катеров 20-50 т, длина 12-40 м, осадка до 1 м. Катера развивали скорость хода в пределах 35-50 уз. Оружие катеров — два торпедных аппарата и скорострельная пушка. Дальность плавания до 600 миль. Стоимость постройки одного катера была невысокой — 20-30 тыс. ф. ст. Наиболее массовыми сериями строились торпедные катера типа МТВ («Торникрофт» и «Воспер»).
Основным содержанием «битвы за Атлантику» явились борьба германских подводных лодок с конвоями союзников и защита англо-американских коммуникаций противолодочными силами и средствами. В начальный период этой битвы явное преимущество и успехи были на стороне немецких подводников.
Обнаружив днем в перископ одиночное судно, командир немецкой субмарины ложился на боевой курс и производил стрельбу торпедами. Отсутствие охранения или что крайняя слабость позволяли лодке сближаться с атакуемым судном на близкую дистанцию — от 10 до 3 каб. — и стрелять торпедами почти наверняка. Гражданские корабли Великобритании были почти беззащитными.
С сентября 1939 г. по февраль 1940 г. было потоплено 164 судна, из которых 158 следовали одиночным порядком и только шесть из них шли в составе конвоев.