Вертолет Кобра (Bell AH-1 Cobra) — это американский двухлопастный одномоторный ударный вертолет производства компании Bell Helicopter. В данном экземпляре были использованы двигатель, роторная система и трансмиссия от вертолета Bell UH-1 Iroquois. Данное летающее средство относится к семейству Хьюи и вертолет также известен под названием HueyCobra или Snake (Змея). Это первый в мире специально спроектированный ударный вертолет .
Вертолет Кобра в свое время являлся основным боевым вертолетом армии США, однако позже был заменен на AH-64 Apache. Модернизированные версии данного геликоптера продолжают до сих пор летать вместе с другими военными вертолетами нескольких других стран. Двухмоторные вертолеты Кобра до сих пор используются Корпусом морской пехоты США в качестве основного боевого вертолета. Излишки вертолета АН-1 были переоборудованы и сегодня используются для борьбы с лесными пожарами.
История создания вертолета Кобра
История создания и развития данного вертолета тесно связана с историей вертолета Bell UH-1 Ирокез во Вьетнамской войне и одного из самых многочисленных вертолетов. Новая тактика США требовала от армии мобильности на обширной территории и вертолет Ирокез воплотил ее в реальность. Вертолеты не должны были вступать в длительные бои и долго задерживаться на одной позиции. Всё бы ничего, но вскоре стало понятно, что тогдашние военные вертолеты крайне уязвимы от наземного огня со стороны сил Вьетконга и северо-вьетнамских войск, особенно в момент приземления для сброса войск и без поддержки артиллерии или сухопутных войск единственным способом обезопасить зону посадки можно было с воздуха, и, желательно, геликоптером, который надежно сопровождал бы транспортные вертолеты по пути продвижения боевых действий. К 1962 году в качестве эскорта использовалось небольшое количество военных UH-1A, вооруженных несколькими пулеметами и ракетными установками.
Массовое расширение американского военного присутствия во Вьетнаме открыло новую эру войны с воздуха. Основой тактики американской армии были вертолеты, и защита этих вертолетов стала жизненно важной.
Ирокезский воин, Sioux Scout и AAFSS
Белл изучал боевые вертолеты с конца 1950-х годов и создал макет концепции своего боевого вертолета D-255 под названием «Ирокезский воин». В июне 1962 года Белл показал макет представителям армии, надеясь получить финансирование для дальнейшего развития. Ирокезский воин планировался как специально созданный штурмовик, основанный на компонентах UH-1B с новым тонким планетарным и двухместным тандемным кокпитом. В нем размещался гранатомет в шаровой башне на носу, 20-миллиметровый пулемет и крылья для установки ракет а также противотанковых ракет SS.10.
Армия заинтересовалась разработкой и удостоила Белла контракта на создание концепта в декабре 1962 года. Белл модифицировал модель 47 в разведчик модели 207 Sioux Scout, который впервые взвыл в небеса в июле 1963 года. У разведчика Sioux Scout были все ключевые особенности современного ударного вертолета: тандемный кокпит, крылья для навесного вооружения и пушка, установленная в башню. После тестирования Sioux Scout в начале 1964 года руководство армии было впечатлено, но в тот же момент чувствовало, что вертолет был малогабаритным, маломощным и слабо подходящим для практического использования.
Решение армии о недостатках разведчика Sioux Scout было связано с запуском соревнования AAFSS (усовершенствованная авиационная система огневой поддержки — Advanced Airial Fire Support System). Требование AAFSS породило тяжелый ударный вертолет Lockheed AH-56 Cheyenne с высокими скоростными возможностями. Конструкция вертолета оказалась слишком сложной и программа была отменена в 1972 году, после десяти лет разработок. Армия добилась большей живучести и в традиционном боевом вертолете.
Модель 209
В то же время, несмотря на то, что армия предпочитает вертолет по концепции AAFSS, для которой вертолет Белла не был выбран как конкурент — Белл застрял в своей идее о меньшем и более легком боевом вертолете и в январе 1965 года инвестировал 1 миллион долларов для разработки новой конструкции. Сцепная испытанная трансмиссия, роторная система типа «540» UH-1C, дополненная системой увеличения устойчивости (SCAS), и турбовальным двигателем T53 UH-1 с философией дизайна Sioux Scout, компания Белл выпустила модель 209, которая во многом напоминала макет «Ирокезского воина».
События во Вьетнаме также продвигались в пользу Модели 209. Нападения на американские войска возрастали, и к концу июня 1965 года во Вьетнаме было уже 50 000 сухопутных войск США. 1965 год также был крайним сроком отбора по программе AAFSS, но конечный итог в ней будет зависеть от технических трудностей и политических споров. Армии США понадобились временные боевые вертолеты для операций во Вьетнаме, и она попросил пять компаний обеспечить быстрое решение сей ситуации. Представленными вариантами были Boeing-Vertol ACH-47A, Piasecki 16H Pathfinder, Sikorsky S-61, Kaman HH-2C Tomahawk и Белл 209.
3 сентября 1965 года Белл выкатил свой прототип модели 209, а через четыре дня уже совершил свой первый полет, всего через восемь месяцев после старта конструирования. В апреле 1966 года модель одержала победу у других конкурирующих вертолетов. Затем ВС США подписали первый контракт на производство 110 самолетов. Белл добавил приставку «Cobra» к названию Huey UH-1 и в итоге вышло ХьюКобра 209. Армия применила название «Кобра» к своему обозначению AH-1G вертолета.
В течение следующих шести лет опытный экземпляр Bell 209 использовался для испытания оружия и снаряжения. Он был изменен в соответствии с производственным стандартом AH-1 к началу 1970-х годов. Позже тестовый образец был отправлен в Музей Паттона в Форт-Ноксе, штат Кентукки, и был преобразован максимально в первоначальный вид.
Производство вертолета Кобра
Корпус вертолета Кобра был видоизменен для серийного производства. Убирающиеся салазки были заменены более простыми фиксированными. Был использован новый широкополосный ротор. Для производства навеса из плексигласа заменен бронированный стеклянный навес 209, который был достаточно тяжелый и ухудшал эффективность. Другие изменения были включены после начала обслуживания. Основным из них было перемещение хвостового ротора с левой стороны вертолета вправо для повышения эффективности работы.
Корпус морской пехоты США был заинтересован в Кобре и заказал усовершенствованный двухмоторный вариант в 1968 году под обозначением AH-1J. Это привело к созданию двухмоторных вариантов. В 1972 году армия стремилась улучшения противобронированных возможностей. В рамках усовершенствованной программы вооружения кобры (ICAP) в октябре 1973 года были проведены испытания восьми вертолетов AH-1, оснащенных противотанковыми ракетами TOW. После прохождения квалификационных испытаний в следующем году с Белл был заключен контракт на модернизацию 101 AH-1G на TOW-совместимые AH- 1Q. После эксплуатационных испытаний на AH-1Q с 1976 года был добавлен более мощный двигатель T53 и трансмиссия, в результате чего появилась версия AH-1S. Вертолет AH-1S модернизировался в три этапа, кульминацией чего стало появление модели AH-1F.
История применения
ВС США
К июню 1967 года были доставлены первые экземпляры AH-1G ХьюКобра. Первоначально обозначенный как UH-1H, вскоре «А» был принят как вертолет для обозначения атаки, и когда улучшенный UH-1D стал UH-1H, ХьюКобра стал AH-1G. Первоначально AH-1 рассматривался как вариант линии H-1, в результате чего появилась буква серии G.
AH-1 «Кобра» использовались армией во время наступления Тет (Общее наступление и восстание Тет Мау Тхан) в 1968 году и вплоть до окончания войны во Вьетнаме. «Кобры» обеспечивали огневую поддержку сухопутных войск, сопровождали транспортные вертолеты и выполняли другие роли, включая батальоны авиационной ракетной артиллерии (АРА) в двух аэромобильных дивизионах. Они также сформировали команды «охотников за убийцами», объединившись с разведывательными вертолетами OH-6A. Такое объединение показало, что один OH-6 летает медленно и низко, чтобы найти силы противника. Если по ОН-6 будет открыт огонь, «Кобра» может нанести удар по раскрытому врагу. 12 сентября 1968 года капитан Рональд Фоглеман летал на истребителе F-100, самолет был сбит, и пилот катапультировался 200 миль севернее от Бьенхоа. Рональд стал первым и единственным спасенным пилотом, спасшимся на военном вертолете «Кобра» AH-1G, держась за развернутую дверь орудийной башни. Компания Bell построила 1116 AH-1G для армии США за период 1967 — 1973 годов, а все Кобры в комплексе провели более миллиона боевых часов во Вьетнаме, а количество обслуживаемых геликоптеров достигло отметки 1,081. Из почти 1 110 AH-1, поставленных с 1967 по 1973 год, около 300 были в боевых действиях и несчастных случаях во время войны. Корпус морской пехоты США использовал AH-1G Кобра во Вьетнаме лишь короткое время, прежде чем приобрел двухмоторные коры AH-1J.
Вертолет AH-1T Cobras были развернуты для операции вторжения в Гренаду в 1983 году («Вспышка «ярости»). При полетах близкой поддержки и сопровождению вертолетов, две из четырех единиц были потеряно от зенитного огня, атакуя форт Фредерик. Армия «Кобр» участвовала в операции «Правое дело» по вторжению США в Панаму в 1989 году.
Во время операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» в войне в Персидском заливе (1990-1991 гг.) «Кобры» и «Суперкобры» были развернуты в роли поддержки. Корпус морской пехоты США развернул 91 AH-1W «СуперКобра» и 140 AH-1 различных моделей; они действовали от передовых, рассеянных пустынных баз. Три AH-1 были потеряны во время и после боевых действий. Кобры уничтожили многие иракские бронемашины и различные цели в зоне боевых действий.
Вертолеты «Кобра» оказали поддержку гуманитарному вмешательству США во время операции «Возрождение надежды» в Сомали в 1993 году. Они также использовались во время вторжения США в Гаити в 1994 году. Американские кобры также использовались в операциях позднее, в 90-х года
В 1990-х годах армия США сняла с вооружения AH-1 и в марте 1999 года вывела AH-1 с обслуживания, предлагая их союзникам по НАТО. AH-1 был снят с резервов в сентябре 2001 года. выведенные с эксплуатации AH-1 были переданы другим странам и Лесной службе Министерства сельского хозяйства США. Но AH-1 продолжают работать с американскими военными, Корпусом морской пехоты США в лице двухмоторных AH-1W «СуперКобра» и AH-1Z «Вайпер».
Израиль
Израильские ВВС назвали свои Кобра «Цзефа» (с иврита — Гадюки). С середины 70-х годов Ливан был самым активным фронтом боевых действий Израиля; «Кобры» ВВС Израиля сражались там более 20 лет.
Вертолеты «Кобра» также широко использовались израильскими военно-воздушными силами в Ливанской войне 1982 года, чтобы уничтожить сирийские вооружения и укрепления. «Кобры» ВВС Израиля уничтожили десятки сирийских наземных транспортных средств. Кобры также использовались в крупных операциях против «Хезболлы» в операциях «Ответственность» и «Гроздья гнева» на юге Ливана.
В конце 2013 года Израиль снял с вооружения 33 единицы AH-1 из-за сокращения бюджета. Роль боевого вертолета была полностью заменена эскадрильями израильских вертолетов AH-64 Apache, а флот беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) взял на себя роль патрулирования боевых зон. Флот из «Кобр» был старше Апачей, что способствовало некоторым фатальным авариям. Кобры были более дорогими, чем БПЛА, и их применение подвергалось нападениям с переносных систем противовоздушной обороны, которыми управляют партизанские отряды. В конце 2014 года Израиль передал в Королевские военно-воздушные силы Иордании 16 «Кобр», чтобы добавить их к ихнему существующему флоту для обеспечения безопасности границ в ответ на угрозы со стороны исламских боевиков или других повстанческих групп.
Япония
Япония выпустила 89 собственных AH-1S Кобра по лицензии Fuji Heavy Industries с 1984 по 2000 год. Этот тип используется японскими наземными силами самообороны и являются 3-м поколением вертолетов, которые примерно эквивалентны модели AH-1Fs армии США. У данной модели двигатель турбовальный T53-K-703, который по лицензии получил Kawasaki Heavy Industries.
Иордания
Иордания получила 24 AH-1Fs в конце 1980-х годов, а в 2001 году получила еще девять дополнительных геликоптеров армии США. В 2010 году Иордания передала в Пакистан 16 вертолетов AH-1F в рамках проводимой США программы поддержки, которая предоставила Исламабаду 40 отремонтированных вертолетов AH-1.
Королевские ВВС Иордании имеют по крайней мере одну эскадрилью «Кобр», которая сегодня находится в эксплуатации, и предполагается использовать их в бою в Ираке и Сирии.
Турция
В начале 1990-х годов Турция купила десять AH-1Ws и дополнила их 32 снятыми с вооружения американскими «кобрами». Это были несколько учебных TAH-1P, а остальные были усовершенствованы до модели AH-1F. Турецкие кобры видели боевые действия против курдских повстанцев около иракской границы. Некоторые из них были потеряны в этих операциях.
Пакистан
В период с 1984 по 1986 год Пакистаном было поставлено 20 боевых вертолетов AH-1S, которые впоследствии были модернизированы с помощью тепловизионного пакета C-NITE. Пакистанская авиация сначала использовала «Кобру» в Сомали во время операции ООН в Сомали 2, куда одна эскадра была отправлена в 1994 году. Позднее пакистанские кобры провели боевые действия в Сьерра-Леоне.
В 2015 году в Пакистане состояло на вооружении 35 вертолетов AH-1F. Поддержание этих воздушных судов было затруднительным, но возможным с помощью коммерческих каналов. Кроме того, правительство США предоставило 750 000 долларов США до 2013 года, чтобы обновить существующий флот AH-1F / S Cobra Пакистанской авиации. Турция также поставляла запасные части этих вертолетов в Пакистан бесплатно. Пакистан потерял три вертолета за последнее десятилетие.
Пакистан неоднократно искал возможности дополнить и заменить его нынешние AH-1 на Bell AH-1 SuperCobra из США. Попытки приобрести AH-1Z Вайпер или AH-64 Апач из США были отклонены, поэтому Пакистан обратился к покупке других иностранных ударных вертолетов. Возможными кандидатами были турецкий T129, китайский CAIC Z-10 и российский Ми-35 М. В ноябре 2014 года Россия одобрила продажу вертолетов Ми-35М в Пакистан. В апреле 2015 года Китай передал Пакистану три Z-10. В том же месяце Государственный департамент США одобрил продажу 15 AH-1Z и связанного с ними оборудования в Пакистан. По состоянию на октябрь 2017 года T129 также был претендентом.
Противопожарная система США
В 2003 году Лесная служба США приобрела 25 снятых с эксплуатации AH-1F армии США. Они были обозначены Bell 209 и преобразуются в Cobras Firewatch с инфракрасными датчиками и датчиками низкой освещенности для мониторинга пожара в реальном времени.
Флоридский дивизион лесного хозяйства также приобрел три AH-1P ВВС США. Они называются Bell 209 «Firesnakes» и оборудованы системами переноса воды воды для противодействия пожару.
Модификации вертолета Кобра
С одним двигателем
Белл 209
Оригинальный прототип AH-1G с выдвижными салазками. Эта модель также используется FAA для гражданской регистрации бывших американских вертолетов AH-1, используемых в пожаротушении.
AH-1G HueyCobra
Первоначальная боевая модель 1966 года для армии США с одним турбовальным двигателем Avco Lycoming T53-13 мощностью 1 400 кВт (1000 кВт).
JAH-1G HueyCobra
Единичный вертолет для испытаний вооружений, включая ракеты Hellfire и многоствольную пушку.
TH-1G HueyCobra
Тренажер двухместного двойного управления.
Z.14 HueyCobra
Испанский флот приобрел восемь новых самолетов AH-1G, обозначив их как тип «Z-14».Они были оснащены 20-мм пушкой M35 и использовались для поддержки прибрежных патрульных катеров. Четыре из них были потеряны в результате несчастных случаев. Остальные вертолеты были сняты с эксплуатации в 1985 году.
YAH-1Q
Восемь AH-1G с телескопическим прицелом XM26 (TSU) и двумя пусковыми установками M56 TOW 4-pack.
AH-1Q HueyCobra
Оснащен M65 TOW/Cobra противотанковой системой, телескопическим прицелом M65 (TSU) и прицелом M73 Reflex. Все будущие версии будут оснащены TSU и будут оборудованы противотанковой системой TOW.
YAH-1R
AH-1G с двигателем T53-L-703 без системы TOW.
YAH-1S
Улучшенная модель AH-1Q с TOW.
AH-1S
Базовая модель AH-1S — это AH-1Q, модернизированный турбовальным двигателем T53-L-703 мощностью 1,8 тыс. л.с. (1,300 кВт). AH-1S также упоминается как «Улучшенный AH-1S», «AH-1S Modified» или «AH-1S (MOD)» до 1988 года. (До 1988 года все модернизированные вертолеты именовались как AH-1S.)
QAH-1S
Целевое преобразование AH-1S компанией Bell-Bristol Aerospace в рамках совместной программы развития США и Канады началось в 1994 году. Honeywell дополнительно модифицировала QAH-1S в Hokum-X, установив системы и оборудование, чтобы позволить имитировать русский Камов Ка-50. Три Хокум-Х были завершены с 1998-2001 годов.
AH-1P
Это сто произведенных вертолетов с композитными роторами, кабиной с плоским стеклянным стеклом и улучшенной компоновкой во время бреющего полета. AH-1P также упоминается как «Изделие AH-1S» или «AH-1S (PROD)» до 1988 года. Эти усовершенствования рассматриваются как первый шаг программы обновления AH-1S.
AH-1E
Это 98 вертолетов с усовершенствованной системой вооружения, с подсистемой вооружения M97A1, с трехствольной пушкой M197 20 мм. AH-1E также известен как «Upgunned AH-1S» или «AH-1S (ECAS)» до 1988 года. Эти улучшения рассматриваются как 2 шаг программы обновления AH-1S. Геликоптер AH-1E оснащен системой управления ракетным огнем M147 (RMS) для стрельбы ракетами 2,75 дюйма (70 мм).
AH-1F
Это 143 произведенных и 387 усовершенствованных AH-1G Кобра. AH-1F включает 1 и 2 этапы «апгрейда» в AH-1S. В нем также были произведены улучшения 3-го уровня: головной дисплей, лазерный дальномер, инфракрасная система установки помех для маскировки выхлопов двигателя и подсистема воздушных данных M143 . AH-1F также известен под названием как «модернизированный AH-1S», «модернизированная кобра AH-1S» или «AH-1S (MC)» до 1988 года.
Модель 249
Экспериментальная версия вертолета-тренажера, оснащенная четырёхлопастной роторной системой, увеличенным двигателем и экспериментальным оборудованием, включая ракеты Hellfire.
Bell 309 KingCobra
Экспериментальная всепогодная версия, построенная на одномоторных двигателях AH-1G и двухмоторных двигателях AH-1J. Было выпущено два экземпляра 309; первый был оснащен двигателем PW & C T400-CP-400 Twin-Pac, а второй был оснащен двигателем Lycoming T-55-L-7C.
Тактико-технические характеристики вертолета Bell AH-1 Кобра
Экипаж, чел | 2 |
Длина, м | 13,59 |
Диаметр несущего винта, м | 13,41 |
Высота, м | 4,09 |
Максимальная взлётная масса, кг | 4535 |
Силовая установка | 1 × Авро Лайкоминг T53-L-703 |
Мощность двигателей, л.с. | 1 × 1690 |
Лётные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 315 |
Крейсерская скорость, км/ч | 240 |
Практическая дальность, км | 510 |
Статический потолок, м | 3720 |
Скороподъёмность, м/с | 8,22 |
Вооружение | Стрелково-пушечное 1×7,62 мм + 1×40 мм (2000 патронов + 321 граната) или 2×40 мм (321 граната) |
Точки подвески 4 | |
Управляемые ракеты ПТУР AGM-71 |