До начала Второй мировой войны военно-морское строительство в СССР прошло три основных этапа. На первом этапе, продолжавшемся до 1933 года, были восстановлены линейные корабли типа «Севастополь» и достроен ряд других кораблей, заложенных до 1917 года, а также начато проектирование и строительство подводных лодок, сторожевых кораблей и торпедных катеров.
На втором этапе приоритет был отдан подводному кораблестроению. В 1933-1937 гг. флот получил 128 подводных лодок, в три раза больше стало торпедных катеров. Были заложены первые лидеры эсминцев, крейсера и новые эскадренные миноносцы. Модернизированы линкоры. Оружие кораблей так же прошло ряд изменений.
Начало третьего этапа строительства флота связано с разработкой «Большой кораблестроительной программы 1938 года». За десять лет предполагалось создать качественно новый флот.
Программа была направлена на создание морских сил, которые могли бы вести активную борьбу с флотом любой из великих держав или даже их коалиции. Будущий советский флот предназначался для борьбы как с отдельными соединениями противника, так и с главными силами в удалении от своих баз и у берегов противника.
В соответствии с этими задачами ядром «Большого флота» были призваны стать крупные надводные корабли, превосходившие или равные по своим боевым и эксплуатационным качествам аналогичным кораблям иностранных флотов. Десятилетней программой предусматривалась постройка 15 линейных кораблей, 15 тяжелых и 28 легких крейсеров, 144 эсминцев, 96 сторожевых кораблей, 204 тральщиков, 28 минных и 14 сетевых заградителей, 6 мониторов и канонерских лодок, 348 торпедных катеров, 115 охотников за подводными лодками, 336 подводных лодок. Планировалось также строительство двух авианосцев и многих вспомогательных судов и плавучих средств различного назначения. Вот такие корабли Второй мировой войны планировалось выпускать.
Поставленная политическим руководством СССР задача иметь большой морской и океанский флот не была, однако, достаточно обоснована с точки зрения требований военной науки и реально складывающейся военно-политической обстановки, а также экономических возможностей страны.
Осмысление опыта первого года начавшейся Второй мировой войны настойчиво потребовало кардинальных изменений в программе советского военного кораблестроения. К тому же советско-финляндская война выявила ряд существенных конструктивных и эксплуатационных недостатков в механизмах и вооружении кораблей, впервые используемых в зимних условиях боевой обстановки.