Противолодочная борьба

Фрегаты и корветы, как боевые корабли второй мировой войны, а также шлюпы вместе с эскортными миноносцами союзников приняли на себя основную тяжесть в корабельных противолодочных охранениях конвоев. Как правило, они входили и в состав поисково-ударных групп, которые успешно противодействовали немецким подводным лодкам. Так, действовавшая в 1943 г. в Бискайском заливе поисково-ударная группа под командованием капитана 1 ранга Уокера, который держал флаг на шлюпе «Старлинг», за один день 24 июня обнаружила и уничтожила две подводные лодки И-119 и И-449- Первая из них уничтожена таранным ударом корабля, вторая — глубинными бомбами.

Особенно успешными были действия таких групп, когда они взаимодействовали с авиацией. Самолеты передавали на корабли данные о местонахождении обнаруженной подводной лодки и первыми атаковали ее бомбами.

Французский эсминец «Лa Флер»

Французский эсминец «Лa Флер»

Против 159 немецких подводных лодок, действовавших одновременно в Атлантике, англичане и американцы сосредоточили в 1943 году 3000 кораблей и 2700 самолетов. Почти на всех кораблях были установлены радиолокаторы, позволявшие обнаруживать лодки на дистанциях 2-4 километров. Кроме глубинных бомб и бомбометов, корабли стали применять другое оружие — многоствольные реактивные минометы. Радиолокация окончательно загнала лодку под воду. Ночная тьма уже не могла больше безопасно дарить подводникам свежий воздух, давать возможность вентилировать отсеки, заряжать батарею. Самолеты с радаром внезапно появлялись над всплывшей субмариной и уничтожали ее бомбами.

На прибрежных коммуникациях союзников поиск и уничтожение подводных лодок выполняли катера-охотники. Масштабы их строительства в Англии и США были поистине огромны. В составе британского флота насчитывалось 1246, в американском 740 охотников. Советский флот получил от США по ленд-лизу 78 больших охотников SC-110. Их водоизмещение составляло 126 т, скорость хода до 20 узлов. Обладавшие дальностью плавания 1450 миль, большие охотники могли использоваться в значительном удалении от берега. Во всяком случае, на полученных в США катерах-охотниках советские моряки совершали успешные переходы через штормовую Северную Атлантику до английских портов и далее до Полярного, главной базы Северного флота. Последняя часть этого пути совпадала с маршрутом известных арктических конвоев, доставлявших по ленд-лизу военные материалы и боевую технику из США и Англии в СССР. Всего в конвоях прошло 811 судов. От германских подводных лодок и авиации погибло 59. Особенно трагична судьба известного конвоя PQ-17. Из 37 его судов немцы потопили 24, на которых находились 430 танков, 210 самолетов, 3350 автомашин и 100 тыс. т других военных грузов.

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.